«ДОМ С ЛАМПОЧКОЙ»

Построен для работников Московского электролампового завода (МЭЛЗ) в 1951 г. по проекту архитектора Г. Я. Чалтыкьяна.

Узнать больше

В 1945 г. Московскому электроламповому заводу (заводу № 632) был отведён земельный участок между 1-й и 3-й Парковыми улицами, с севера ограниченный Первомайской улицей. Здесь предполагалось строительство 6 малоэтажных каменных жилых домов со всеми удобствами. На этом участке уже находилась довоенная застройка, состоящая преимущественно из времянок, двухэтажных каркасно-засыпных домов. По утверждённому генплану в течение последующих 5 лет квартал должен был быть полностью реконструирован: все ветхие двухэтажные дома снесены, а на их месте возведена новая капитальная застройка.

Первым в этом посёлке был построен дом 18 на 2-й Парковой улице. Его проектирование началось в 1946 г., автором проекта был ведущий советский архитектор Георгий Яковлевич Чалтыкьян. В это время он работал главным архитектором Сталинского района, куда входило Измайлово.

Как мы видим на чертежах, первоначальный проект отличается от существующего здания. В глубине квартала было спроектировано два одинаковых Г-образных дома, стоящих зеркально. За восточным фасадом виден центральный ризалит имеющегося на участке двухэтажного деревянного дома. Фасады домов с тонко прорисованными деталями, насыщены декором, в котором участвуют оформление порталов, разнообразие форм окон, ритм балконов, лепной орнамент. Самым главным украшением являются угловые лоджии и трёхъярусные террасы на обращённых друг к другу торцах зданий. Аналогичные террасы, изуродованные последующим остеклением, находятся на «Доме с бараньими головами» (Первомайская улица, 25/26).

Планировка домов образует камерный внутренний двор, обращённый на 2-ю Парковую улицу, в центре двора находится круглый фонтан.

К концу 1949 г. оба дома были построены, но с небольшим отклонением от проекта: массивность первого этажа усилена рустом, отчего изменился характер лоджий; убраны круглые окна, угловой руст и балконы на западных торцах, стало гораздо меньше лепного декора. Но великолепные, изящные лоджии и террасы были построены.

К новому 1950 г. стало понятно, что два трёхэтажных дома не удовлетворяют потребность в жилье сотрудников завода. Директор Г.М. Цветков предложил сделать вставку между домами и увеличить их этажность до пяти этажей. Но так как северный корпус уже был заселён, а в южном корпусе шли отделочные работы, было решено оставить их трёхэтажными, ограничившись лишь четырёхэтажной вставкой. К сожалению, пришлось пожертвовать открытыми террасами, их демонтировали, чтобы освободить место.

После постройки центральной части дом приобрёл известные нам очертания. П-образный в плане дом ориентируется на четыре курдонера, обращённые к Первомайской улице, 2-й и 3-й Парковым улицам и Заводскому проезду. С трёх курдонеров сделаны сквозные проходы во внутренний двор, со стороны 2-й Парковой улицы двор раскрыт. Архитектурное и конструктивное решение вставки аналогично боковым фасадам, но так как это композиционный центр, то его декор более насыщен. Треугольный фронтон украшен полуциркульным окном и вазонами на крыше. Под фронтоном идёт декоративный фриз из иоников, под ним маскароны, соединённые гирляндой из цветков роз. Над подъездом в картуше с датой постройки дома «1951» помещено изображение лампочки, её можно считать своеобразным символом МЭЛЗ. Не удалось исполнить пышный декор второго этажа: межоконный ниши с цветущими кустами в вазонах.

Фасады дома, обращённые к курдонерам, так же имеют декоративное обрамление, каждый из трёх фасадов решён по-своему. Подъездов на этих фасадах три, по одному на каждую перекладину буквы «П». Южное парадное украшено балкончиком с балясинами и четырьмя шарами. Балкон опирается на парные кронштейны. Самым нарядным является северный подъезд со множеством декоративных элементов: барочные изгибы лестницы, выносной балкон с изящными балясинами и крупными шарами на углах, окно над ним, обрамлённое пилястрами из нанизанных друг на друга кубов. Эти внушительные пилястры имеют капители с коринфскими завитками и пятиконечной звездой. Восточный подъезд кажется самым простым в оформлении, однако он имеет редкое украшение – сграффито в откосах дверного проёма.

Во внутренний двор выходит 9 подъездов, по 3 в каждой перекладине буквы «П». Их оформление идентично: широкие лопатки завершает профилированный карниз, над ним — деревянное веерное окно со стилизованным листом аканта. Дверь обрамлена орнаментом в виде витого шнура. В пространстве между карнизом и дверью — картуш, где были написаны номера квартир. Небольшой уклон местности обусловил наличие ступеней перед несколькими подъездами.

Двойные окна первого этажа имеют импост с рустом. Во втором и третьем этажах двойные окна имеют импост в виде классической полуколонны коринфского ордера. Окна над подъездами между вторым и третьим этажами обрамлены наличником с фронтоном и двумя кронштейнами. Под окном цветочная гирлянда с розеткой. Балконы третьего этажа имеют ажурную металлическую ограду. Её рисунок в упрощённом виде повторялся на металлическом ограждении кровли (демонтирована при капремонте).

По-прежнему лучшим украшением являются лоджии. Их взлетающие ренессансные арки со сложной игрой светотени создавали неповторимую пластику фасадов, предваряющих вход во двор. В настоящее время они остеклены. Судя по рисунку и состоянию деревянных рам, застеклили лоджии почти сразу после постройки, возможно, даже при участии архитектора. Но и в таком застеклённом виде они создают неповторимый облик этого прекрасного здания.

Разбивка парка или сада, устройство цветников, расположение малых архитектурных форм были обязательными при проектировке дома. Этот проект благоустройства делался после решения о центральной вставке, но до проектирования других домов в этом квартале. Здесь хорошо видна первоначальная застройка из двухэтажных деревянных домов, которую пришлось учитывать в этом проекте. Надо сказать, что северный курдонер существует и сейчас практически в таком же виде, как и внутренний двор самого дома.

Проект предполагал высадку 225 лип, 30 декоративных ёлок, нескольких тысяч кустарников, устройство декоративных цветочных клумб. Поражает количество запланированных лавочек — 60 штук. Все было учтено до мелочей, проработаны рисунки металлических ограждений, фонарных столбов.

Центром композиции, безусловно, является фонтан (в настоящее время не работает, засыпан землёй и выполняет роль клумбы). Вокруг него формируется основная парадная зона, которая открывается зрителю со 2-й Парковой улицы. Здесь в строгой симметрии располагались цветники, декоративные кусты и, очевидно, 8 садовых ваз и скульптур. Все эти элементы участвовали в создании полноценной архитектуры жилого микрорайона и предполагали уют и порядок.

Фото №6 "Дом с лампочкой в 1951 г." раскрашено нейросетью. Автор фото С. Г. Шиманский